Второй «Отряд самоубийц»: стало гораздо лучше! Суперзлодеи DC собрались в новом составе. К ним присоединилась говорящая акула в шортах, но Харли Квинн тоже на месте
В российский прокат вышла вторая часть блокбастера DC об антигероях — «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Строго говоря, назвать ее продолжением первого, совсем неудачного фильма не получается — режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн переизобрел команду преступников и попытался рассказать эту историю с нуля. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему этот фильм можно назвать идеальным летним блокбастером — и какие у него остались минусы.
Вы отлично знаете Отряд самоубийц — команду суперзлодеев из комикс-мира DC, которых хладнокровная и циничная чиновница Аманда Уоллер иногда выпускает из тюрьмы для выполнения особенно сложных заданий. Или не знаете и даже не смотрели одноименный фильм, вышедший пять лет назад? Ничего страшного, ведь режиссер Джеймс Ганн решил рассказать их историю фактически с нуля.
После критического разгрома «Отряда самоубийц» Дэвида Эйра, — неудачно перемонтированного и (как обычно бывает), вероятно, лишь ухудшенного студией, о том фильме решили забыть. Новый даже называется точно так же, без порядкового номера (приписка «Миссия навылет» — креатив российских прокатчиков). Сохранили лучшее — буквально двух-трех актеров, среди которых главное художественное достижение франшизы — незабываемая Марго Робби в образе анархистки-психопатки Харли Квинн. В остальном же Ганн изменил жанр (теперь это комедия абсурда), стиль (жестокая и бесстрашная) и даже набор действующих лиц, отчетливо дав понять уже в первой сцене: злодеев в комиксовых вселенных хватает, а значит, нет смысла их экономить — любого можно выпустить минут на пять, посмеяться, а потом пустить в расход.
Это превосходный летний блокбастер — веселый, динамичный, разнообразный, по-хорошему туповатый. В нем множество достоинств. Например, исключительно остроумные диалоги, качественные спецэффекты, сильный актерский состав. И та же Робби с ее причудливой харизмой, и назначенный здесь лидером в обличье убийцы Бладспота красавец Идрис Эльба на высоте; их успешно оттеняют комические амплуа супермена Джона Сины (киллер-пижон Миротворец) и неудачника Давида Дастмалчяна (психопат Человек-в-Горошек, в каждом из противников видящий свою деспотичную маму). Наконец, тут есть говорящая акула в шортах, и говорит она голосом Сильвестра Сталлоне.
Единственный, по сути, недостаток «Отряда самоубийц» сформулировать гораздо сложнее. Лучше других подойдет слово «натужность». Этот фильм должен был стать триумфом Ганна, пережившего тяжелые времена после решения Disney отстранить его от постановки третьих «Стражей Галактики», и моментом истины для корпорации DC. Однако получился он не слишком выдающимся и, по ощущениям, несколько затянутым зрелищем, в котором непристойные шутки и непрекращающаяся кровавая баня выполняют функцию острого соуса к пресному блюду. «Стражи Галактики» были любимым детищем Ганна, порождением его фантазии, зеркалом его души. А «Отряд самоубийц» — качественно выполненный заказной проект, в котором даже юмор расчетлив, а героев не объединяет ничего, кроме искусственно навязанной общей задачи. Когда Крысолов (португалка Даниэла Мелшиор) начинает говорить о дружбе, в фильме сквозит фальшь.
Сюжет в подобных фильмах-аттракционах, конечно же, решающего значения не имеет. Но Ганн явно перестарался с ироническим использованием клише. Команда отверженных, которых посылают на опасную миссию? Заказчики, которые оказываются еще более жестокими, чем противники? Решающий миг, когда наемники вспоминают о чести, достоинстве и солидарности, идя в последний бой? Наконец, лавкрафтианский гигантский моллюск-людоед, в рождении которого виноваты… дальше продолжите сами, это слишком очевидно. Непонятно, пытается ли Ганн сварганить из этих надоевших ингредиентов пародию, что исключает любого рода сентиментальность и эмпатию, или вешает зрителю лапшу на уши всерьез — тогда он еще хуже начальницы отряда Аманды Уоллер.
Временами это почти «Марс атакует!» или даже комедия в духе «Тромы» с ее кустарными чудесами. «Отряд самоубийц» ужасно пытается быть бескомпромиссным и злым, но попадает в привычную ловушку фильмов, где антигерой превращен в протагониста. Чтобы злодей понравился публике, он должен перестать быть злодеем — но тогда и весь смысл перевертыша теряется. В конечном счете, при всех кровавых убийствах — иногда очень изобретательных — и прочих неполиткорректностях, «Отряд самоубийц» — в высшей степени голливудский проект о добре, вступающем в битву со злом. А заодно благонамеренный левацкий манифест против американского империализма и колониализма, использующих латиноамериканские диктатуры в своих политических целях. Ничего в этом смысле нового.
Из этого не следует, что Ганн растерял талант, а «Отряд самоубийц» ждет провал. Напротив, дарование автора налицо, и потому несколько обидно, что расходуется оно по мелочам. То тут то там удачные гэги и реплики. В придачу к чудесной Акуле на экране возникает (увы, эпизодическая) человекообразная Ласка с выпученными глазами. Наконец, тонкой выделки работа с саундтреком — так, неожиданно добавленный к команде бывших злодеев водитель-тюфяк среди повсеместного бодрого хард-рока слушает интеллигентный ансамбль Kansas с их скрипичными соло.
Но что представляет собой фильм в целом, если не тривиальный супергеройский боевик, приукрашенный режиссерским самолюбованием? В самом ли деле к концу лета ковидного 2021 года публику стоит пугать, развлекать или, еще хуже, смешить явлением морской звезды, захватывающей мозги горожан? Остается надеяться, что смысловые дыры заткнет Харли Квинн. А вместе с ней — неуязвимая Акула в шортах.