Лучшие музыкальные альбомы 2010-х. Выбор «Медузы» Как музыканты бунтовали, боролись за права и изобретали новый язык
«Медуза» продолжает подводить итоги десятилетия. На этот раз музыкальный редактор Александр Филимонов выбрал 15 лучших альбомов последних лет (и еще один сингл-клип) — почти на каждом есть хит, о котором знает если не весь мир, то вся Россия. Заодно мы составили плейлист, который точно подойдет для новогодних вечеринок. Инджой!
Канье Уэст «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». 2010
В начале десятилетия Канье пребывал в статусе музыкального визионера — во многом благодаря этому альбому. Сейчас Канье слывет успешным маркетологом и истовым почитателем бога. Разочарованных и восхищенных такими изменениями исполнителя примерно поровну.
Arcade Fire «Suburbs». 2010
В 2011 году духоподъемный канадский инди-оркестр неожиданно, но заслуженно выиграл премию «Грэмми» в номинации «Альбом года». Последующие записи не только подчеркнули былые заслуги, но и утвердили Arcade Fire в статусе лучшей концертной группы мира.
Noize MC «Последний альбом». 2010
Вряд ли найдется кто-то более социально активный и чуткий к несправедливости, чем Иван Алексеев. В десятые годы он ворвался с колесницей мерседеса S666, а завершил их философско-протестным оммажем Летову «Все как у людей».
Лана Дель Рей «Born to Die». 2012
Все десять лет своей карьеры Лана поет примерно одну и ту же песню — тягучую и печальную, но безумно красивую. Для кого-то она так и остается автором «Video Games», с которых все начиналось, а для кого-то она — уже большая американская певица, создавшая монументальный альбом «Norman Fucking Rockwell!».
Иван Дорн «Coʼn'dorn». 2012
За последние десять лет Дорн проделал путь от участника взбалмошного дуэта «Пара нормальных» до поп-короля украинской музыки. То есть успешно и сверхталантливо реализовал самим же выдуманное однажды правило о том, что «не надо стесняться».
Daft Punk «Random Access Memories». 2013
Одна из самых продаваемых поп-пластинок десятилетия с самым прилипчивым хитом — «Get Lucky». В ней французские электронщики отдают дань диско-фанку 1970-х, выводя его в широкие массы и на вершину популярности.
СБПЧ «Я думаю, для этого не придумали слово». 2014
По-хорошему, на этом месте мог оказаться любой из альбомов группы Кирилла Иванова и Жени Борзых. Все они придуманы с одной и той же целью — приносить людям смех и радость. Но именно этот диск стал действительно народным.
Кендрик Ламар «To Pimp a Butterfly». 2015
Бесспорный обладатель титула «главный рэпер десятилетия». Все его пластинки высоко ценимы критикой и слушателями, но первая среди равных, конечно, та, на обложке которой Кендрик со всей своей братией позирует на лужайке у американского Белого дома.
Читайте также
Оксимирон «Горгород». 2015
Мало кто повлиял на российский рэп, как Мирон Федоров: он «перевернул игру», перевел рэп-баттлы в ранг масскульта, а его «Горгород» — очевидно, самый известный концептуальный альбом десятилетия на русском языке.
Бейонсе «Lemonade». 2016
Манифест женской чернокожей Америки, после которого Бейонсе Ноулз стала недосягаемой. Сегодня она — самая влиятельная поп-дива мирового шоу-бизнеса и обладательница невероятного количества музыкальных наград.
Bon Iver «22, A Million». 2016
Эта пластинка окончательно доказала, что по степени новаторства в инди-роке и прогрессивности музыкальной мысли за отчетный период Джастин Вернон, возможно, обошел даже Тома Йорка.
Дэвид Боуи «Blackstar». 2016
Последний прижизненный альбом-завещание великого британца, вышедший в день его 69-летия. Спустя два дня Боуи умер от онкологического заболевания, которое тщательно скрывал от всего мира.
Ленинград «Экспонат». 2017
Как бы кто ни грустил по старому доброму «Ленинграду» из нулевых, нельзя не признать нынешние феноменальные успехи группировки Шнура, давно выпускающей не альбомы, а синглы-клипы. 65 тысяч зрителей на стадионе еще никто из российских музыкантов не собирал.
Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей». 2017
Дмитрий Кузнецов не только дал русскому рэпу новый язык и поэтическую манеру, он еще стал важнейшим символом культурного протеста. Кажется, ему чаще других современных исполнителей отменяли концерты по соображениям цензуры — с чем затем дружно боролись его коллеги по цеху.
Монеточка «Раскраски для взрослых». 2018
Лучшая русскоязычная пластинка эпохи соцсетей. Юной певице Лизе Гырдымовой из Екатеринбурга и талантливому продюсеру-аранжировщику Вите Исаеву удалось так грамотно соединить все музыкальные поп-клише и достижения новояза, что в результате получился словно идеальный пост в блоге, который хочется бесконечно лайкать и репостить.
Билли Айлиш «When We Fall Asleep, Where Do We Go?». 2019
Окончательный триумф матриархата в шоу-бизнесе. И даже больше — миром теперь правят подростки, а лучшего и пожелать нельзя.